В течение трех лет проводятся ставшие доброй традицией конференция «Проблемы
и перспективы развития среднего специального образования в России» и
национальный конкурс «100 лучших ссузов России». Цель этого конкурса – выявление
наиболее успешных учебных заведений России в области среднего специального и
профессионального образования.
Организуемый Независимым общественным советом, в состав которого входят
руководители Союза директоров ссузов России, представители Международной
академии качества и маркетинга, профильных комитетов Государственной Думы и
Совета Федерации, конкурс дает возможность выработать независимую оценку
результатов образовательной и хозяйственной деятельности учебных заведений,
готовящих базовые кадры для российской промышленности, придать этим результатам
общественное звучание и таким образом повысить авторитет организаций-лауреатов и
системы специального и профессионального образования в целом.
В последнее время правительство стало уделять сфере специального и
профессионального образования повышенное внимание. Так, на заседании Президиума
Совета при президенте по приоритетным национальным проектам и демографической
политике, состоявшемся 24 сентября 2008 года в Москве, рассматривались
перспективы внедрения инновационных программ в учреждениях начального и среднего
профтехобразования. Министр образования и науки Андрей Фурсенко
сообщил, что финансирование потребностей профобразования в рамках нацпроекта на
2008 год составляет 1,8 млрд руб.
Премьер-министр Владимир Путин в своем выступлении на том же
заседании отметил приток молодежи в учебные заведения, участвующие в реализации
нацпроекта, и заявил, что «усилия по подготовке конкурентоспособных рабочих
кадров и специалистов среднего звена начали приносить результат».
За прошедшие три года конкурс успел завоевать авторитет среди специалистов,
неизменно привлекая к себе внимание директоров ссузов, представителей
государственных органов, деятелей науки и образования.
В приветственном слове спикера Совета Федерации Сергея
Миронова, адресованном более чем ста участникам мероприятия,
говорилось:
«Вам предстоит обсудить актуальные проблемы подготовки квалифицированных
кадров, которые смогут на уровне требований XXI века, высокопрофессионально и
качественно, выполнять задачи, связанные с обеспечением динамичного развития
экономики страны. Работа вашей конференции призвана способствовать
совершенствованию учебного процесса в учреждениях среднего специального и
профессионального образования, выработке инновационных технологий, повышению
качества подготовки кадров».
«Полагаю, что в ходе конференции, – продолжил С. Миронов, – должное место
займут и вопросы законодательного обеспечения деятельности системы среднего
специального и профессионального образования».
Пожелав участникам конференции успешной и плодотворной работы, новых
творческих достижений и осуществления всех намеченных планов, С. Миронов
отметил: «Зная, что в ходе конференции будут вручены награды лауреатам конкурса
„100 лучших средних специальных учебных заведений России“, хочу поздравить
победителей конкурса и выразить надежду на то, что их опыт будет широко
востребован».
Открывая конференцию, председатель Комитета Госдумы по науке и наукоемким
технологиям Валерий Черешнев напомнил об истоках и славных
традициях российского образования в целом. Со времен Петра Первого, сказал он, в
России уделяется пристальное внимание развитию сферы образования и культуры,
иначе было бы невозможно становление страны как самостоятельной и ведущей
мировой державы.
Со времен Ломоносова, продолжил В. Черешнев, российская наука умела совмещать
в себе высокий уровень фундаментальных исследований с развитием производства,
экономики страны. Среднее специальное и профессиональное образование,
унаследовав эти богатые традиции, должно бережно хранить их и развивать в новых
условиях.
В докладе заместителя председателя Комитета Государственной Думы по
образованию Виктора Шудегова, посвященном правительственной
программе «Стратегия 20/20», был проанализирован баланс успехов и трудностей, с
которыми сталкивается система среднего специального и профессионального
образования России.
«Учебным заведениям НПО и СПО приходится функционировать в крайне тяжелой и
противоречивой ситуации», – констатировал Шудегов. Он сказал, что на данный
момент «система образования отстает от темпов структурной перестройки
высокотехнологичных отраслей. Спрос отечественного производства значительно
опережает наши предложения и по объемам, и по структуре подготовки кадров».
По мнению Виктора Шудегова, система СПО пока еще «не обеспечивает ни по
качеству, ни по количеству, ни по номенклатуре специальностей экономику страны
рабочими и специалистами среднего звена».
Положительно оценив рост инвестиций в эту сферу, Шудегов отметил, что
все-таки объем их пока недостаточен. В 2009 году СПО из федерального бюджета
получит на 22% больше средств, тогда как расходная часть федерального бюджета в
целом увеличится на 28,5%.
«Такая „прибавка“ только „заморозит“ проблемы», – сказал Шудегов, поскольку
«весь объем прироста финансирования на 2009 год, по существу, уже поглощен
растущей инфляцией».
Главные проблемы развития системы профобразования:
- недостаточная зарплата преподавательских кадров – мастера
производственного обучения училища и преподаватели ссуза получают 3–4 тыс.
руб. в месяц;
- низкий уровень бюджетного обеспечения – не более 40–50% от необходимых
потребностей;
- крайне низкий уровень социальной защиты в системе НПО – у 70% учащихся
родители имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, а 50% подростков
происходят из неполных семей.
Негативную роль, по мнению Шудегова, играет и разрушение связей учебных
заведений с предприятиями, а также отмена отсрочки от призыва в армию для
выпускников средней (полной) школы при их обучении в ссузах.
Виктор Шудегов сформулировал следующие меры, которые должны быть приняты по
изменению ситуации:
- увеличить объем финансирования НПО и СПО не менее чем в два раза;
- установить стипендию в размере не менее 80% от стипендии студентов вузов
или приравнять ее к прожиточному минимуму;
- в 2009–2011 годах сместить центр интересов на государственную поддержку
подготовки рабочих кадров и специалистов;
- обеспечить выделение ежемесячных доплат мастерам производственного
обучения и преподавателям спецдисциплин (не менее 5 тыс. руб.);
- установить должностные оклады на уровне не ниже средней заработной платы в
промышленности (в соответствующих отраслях);
- ввести доплату за ученую степень, как в вузах.
На конференции также выступили:
– Президент Международной академии качества и маркетинга Раиль Кашапов
– Директор Санкт-Петербургского технического колледжа управления и
коммерцииВиктор Смирнов
– Директор Костромского энергетического техникума им. Ф.В. Чижова Татьяна
Андрианова
– Директор Иркутского государственного педагогического колледжа №1 Виктор
Колесников
– Директор Таймырского колледжа Вера Черкасова
– Директор Златоустовского юридического колледжа «Ицыл» Александр Гомола
– Директор Тверского химико-технологического колледжа Эльмира
Курманова